Накропал тут намедни небольшой рассказик о пройденном походике, авось, кому полезно будет, кто собирался. В общем
Часть 2-я похода, коньковая, или По следу Хивуса.
Первая часть была лыжная по Хамар Дабану пару недель. После чего, отдохнув день в Слюдянке и день в Иркутске, продолжил походное мероприятия, на сей раз в одиночку и на коньках по льду Байкала.
На коньковый поход по льду Байкала меня сподвигла одна знакомая в одном из лыжных ПВД, когда мы под очередную рюмку чая у костра делились творческими планами на ближайшее время. Не будем называть имён, хотя это была Света. Идея мне понравилась, и дабы не откладывать дело в долгий ящик, через неделю обзавелся треккинговыми (озерными) коньками Lundhags с креплениями Rotefella NNN BC под лыжные туристские ботинки, и стал готовится к 700-км переходу по льду Байкала из Северобайкальска в Слюдянку. В начале зимы в Подмосковье стоял отличный незаснеженный лед, и к моменту, пока его занесло снегом, успел накатать полтысячи километров по озерам, рекам, карьерам и болотам. Благо, в моём районе Подмосковья с этим делом, местами катания то бишь, никаких проблем не было.
Таким образом, к Новому году, когда навалило прилично снегу и кататься стало невозможно, походное коньковое снаряжение было полностью проверено, техника катания подтянута до уровня 100-120 км в день налегке (3 круга по периметру соседнего озера), спланирован примерный маршрут по Байкалу, и рассчитан план по дням исходя из 35-50 км в среднем в день, учитывая возможный встречный ветер, снежные намёты и торосы по пути, а также движение с грузом 25-28 кило. Не было только одного: попутчика. Барышня Света, охмурившая меня на это дело, как-то незаметно самоустранилась, а другие сподвижники так и не появились. Пришлось прикидывать расклад на одиночный поход, ибо, как поётся у Высоцкого “уж если я чего решил, то выпью обязательно”.
Тут появилась возможность пойти в лыжный поход в тот же район - по Хамар Дабану на две недели с автором этого форума. В связи с этим пришлось урезать и коньковые 700 км до 300, а начальную точку старта, Северобайкальск, заменить на Сахюрту. Уже после окончания лыжного похода выяснилось, что и из Сахюрты в Слюдянку прокатить не получится - в районе Слюдянки весь лед представляет собой сплошные сугробы из снега, и там только на лыжах. Опять пришлось урезать эти 300 км уже до 200, т.е. до Листвянки. На том пока и остановился.
В Иркутске купил рыбацкие пластиковые сани-волокуши, и 9-го марта в 13-00 автобус привез меня, рюкзак, санки и лыжи, оставшиеся после лыжного похода, в Сахюрту. С таким грузом и катил до самого финиша.
Тут сразу ждало разочарование: льда в Ольхонских воротах (пролив между материком и островом Ольхон) не было, только снег. Делать нечего, впрягаюсь в санки, надеваю на лыжные (они же теперь и коньковые) ботинки галоши, и топаю пешком по проливу в сторону большого Байкала, надеясь, что лёд скоро появится. Не появляется - час иду, а вокруг только снег. Снимаю галоши, надеваю лыжи, и качу на них, - скорость сразу возрастает. А вот и лёд! От радости чуть не выпрыгиваю из лыж, встёгиваюсь в коньки - и наконец-то покатил! Увы, недолго. Чистый относительно лёд резко заканчивается, упершись в торосы, размером с мой рост.
Пытаюсь объехать их вплотную с берегом, и скоро оказываюсь просто прижат ими к берегу, и вообще отрезан от более-менее ровного места. Это была первая серьёзная ошибка: торосы всегда образуются непосредственно у берега, и если упёрся в них, то объезжать их надо не со стороны берега, а со стороны, ближе к центру озера.
Второй грубой и серьёзной ошибкой было попытка продраться сквозь эти торосы на открытое пространство, вместо того, чтобы повернуть назад и объехать их по открытой “воде”. Часа два потратил на несколько сотен метров по торосам, проклял всё на свете, включая Байкал и всех, кто его придумал... Кто не понимает, что представляют из себя торосы на Байкале: это глыбы льда, в беспорядке наваленные друг на друга. Идти по ним невозможно, льдины разных размеров торчат во все стороны под разными углами, и мало того, что наступать на них опасно - они хрупкие и под твоей тяжестью просто неожиданно ломаются, из-за чего ты теряешь равновесие и падаешь, рискуя разбить себе голову или подвернуть ногу, так они еще и скользкие.
Чтобы сделать шаг, приходится к нему тщательно готовиться, ища надежную опору палками, отсюда и столько времени уходит на мизерное, в общем-то расстояние. В общем, пока совершал все эти телодвижения, времени прошло уже три часа с момента старта, а Сахюрта как была рядом, так и сейчас - вот она. Да, такими темпами я на самолет через неделю никак не успею... Решил так: сегодня иду по максимуму вперёд, и если ситуация со скоростью движения не улучшится, завтра с утра иду в обратном направлении, сажусь в автобус и еду в Иркутск. А там либо в Байкальск на горнолыжный курорт, либо... В общем, видно будет.
Продравшись сквозь торосы, встёгиваюсь в коньки, и потихоньку... нет, не качу - катить по такому льду, где 5 метров лёд и столько же снег, невозможно, - продвигаюсь вперёд. И тут вижу группу, идущую мне навстречу с волокушами позади - такие же коньковые туристы! Держу курс на них. Они, увидев меня, тоже движутся мне навстречу. И скоро мы встречаемся.
В их группе 10 человек, кто из Москвы, кто из Питера. Идут/катят из Б.Голоустного уже шесть дней. Это меня сильно обрадовало: если они за шесть дней дошли, значит и я дойду, т.е. на самолет успеваю, и даже два дня в запасе остается! За день они уже прошли 17 км, обычно пробег составляет 25 км. Лёд, по их словам, дальше есть, хотя и не очень хороший, но катить можно. Это вдохновляет, и распрощавшись с группой, качу дальше, решая двигаться сегодня до темноты - надо же хоть что-нибудь сегодня пройти, время-то уже полпятого, а я, стартовав в час дня, фактически топчусь на месте. В итоге, посмотрев вечером в навигатор, с удивлением обнаружил, что прошел 15 км - а неплохо для старта на коньках в полпятого вечера! Пожалуй, не пойду я завтра назад. Ощущение, что легко до самолета все успею, уже не покидает.
Палатку ставлю около торосов прямо на льду, привинтив её шестью ледобурами на всякий случай, вдруг ветер поднимется...
Около торосов, потому что из льдин, их составляющих, удобно добывать лёд для воды на ужин: хрупкие льдины без усилий ломаются и легко дробятся для растопки на воду на мелкие кусочки.
Первую ночь на льду Байкала сплю, как убитый, - и умотался знатно за день с этими торосами, да и тепло тут ночью, по сравнению с минус 30-35 в Хамар Дабане...
Такой вот неоднозначный получился первый день конькового похода по льду Байкала. Самый сложный день этого походика. Дальше все покатилось в прямом смысле, как по маслу: по 40 км в день, как и было изначально запланировано. Что, тем не менее, приключений на ровном месте, уже после финиша, никак не убавило...
Следующим населенным пунктом по маршруту была Бугульдейка, расположенная в 88 км по прямой от Сахюрты. Больше никакой цивилизации по пути до нее не было - только открытые всем ветрам пустынные ледяные просторы Байкала. Учитывая даже пройденные вчера 15 км, около 75 км пути на какую-то цивилизацию рассчитывать не приходилось. С этими мыслями и тронулся в путь, подкрепившись с утра льняной кашкой с мёдом и сливочным маслом, - а-абалденная вешь, скажу я вам! И сытно, и калорийно, и готовится быстро, и хватает надолго.. В общем, встав по походной хамардабанской традиции в 5 утра, в 7-30 уже катил по льду Байкала в сторону Бугульдейки.
В это раннее время в этих местах Байкала царит полное безмолвие. Тишина - хоть глаз коли! Ни единой живой души на много километров вокруг, лишь снежно-ледовое безмолвие. И только скрип коньков под ногами говорит, что это ни фига не сказка, а самая что ни на есть реальность. Необычная, странная, но реальность. И только ближе к обеду начинает слышаться первый рёв моторов Хивусов - самодвижущихся приспособлений на воздушной подушке, что катают пакетных туриков-экскурсантов по Байкалу.
Впрочем, здесь Хивусов еще немного - основная масса их шебуршит ближе к Б.Голоустному и Листвянке, и в бухте Песчаной, но и тут на Ольхон в посёлок Хужир пролегает их след, - на фотке встречи с идущей в противоположном мне направлении группой, как раз виден этот след Хивуса - гладкий лёд на фоне заснеженного пространства. Это как раз работа Хивуса. Хивусы хоть как-то своей воздушной подушкой сметают снег с байкальского льда, по этому следу обычно все в заснеженный год и катят на коньках. А сегодняшний год очень снежный. Вот по этому следу Хивуса я и шёл/катил почти весь маршрут до самого финиша. Однако полностью снег они все равно не сметают, поэтому темп получается рваный: только разгоняешься чуть-чуть, как поперёк пути появляется снежный намёт, уплотненный Хивусом до состояния фирна, и скорость падает до нуля. Попросту, ты вынужден остановиться, чтобы не улететь вперед носом, на скорости воткнувшись в этот фирн, и пешком, переступая коньками, переходить этот намёт, или даже снимать коньки и идти без них, если этот перемёт слишком большой или глубокий. А то и обуваться в лыжи, дабы не сильно терять в скорости на снегу.
Тем не менее, средняя скорость по такому льду оказалась очень невелика - примерно 5 км/час, что дало сегодня в итоге 39 км за день. Несмотря на частую смену способа передвижения (пешком, на коньках, на лыжах), бОльшую часть пути всё-таки катил на коньках, в отличие от дня первого. И вообще, чем дальше, тем лёд становился лучше, а снегу на нем меньше. С живностью же, людьми, то бишь, по прежнему никак - лёд пока стерилен от человека в этих местах. За целый день ни одной живой души, ни одной машины и даже лисапедиста, - только Хивусы своим рёвом периодически напоминают тебе, что ты не один во вселенной.
Палатку ставлю рано, в 5 вечера. Вроде рано, но сил больше нет, - этот рваный темп отнимает много сил, как и чёртово корыто с 25-28 килограммами груза, что постоянно тебя тормозит, работая сзади как якорь, особенно когда оно позади тебя по инерции въезжает в снежные наносы. Да и в пути уже 8 часов чистого времени, а с учетом обеда все девять. И расстояние пройдено к этому времени уже вполне в рамках дневного плана. До 40 км чуть-чуть не добрал, километра не хватило, ну и ладно... Хоть ветра встречного нет, и то хорошо. Впрочем, ветра нет и попутного, он был вчера, а сегодня - полный штиль. В общем, в семь вечера, поужинав и опрокинув чарку спирта на сон грядущий, еще засветло отхожу ко сну.
Моя палатка на льду Байкала. Слегка за ней видна трещина, в виде белой полосы, которая ночью разойдётся до полуметра шириной и окажется с открытой водой. Ниже будет её утреннее фото.
.. Ночью просыпаюсь от каких-то странных звуков. Спросонья никак не пойму, что это такое - ощущение, что фура едет по туннелю, такой же мощный, давящий на уши и нарастающий гул. Но... посмотрел на часы - ночь, да и какие фуры на Байкале посреди ночи!? В это время даже Хивусы не ходят! Затем “гул фуры” пропал, и послышался треск, похожий на треск ломающегося льда. Хотя, почему похожий!? Это и есть ломающийся лёд! Иногда треск очень мощный, аж вздрагиваешь, иногда просто тревожный какой-то. А я-то с палаткой на льду стою! Около торосов... Сразу подумалось, а откуда эти торосы взялись, ведь это поломанный чем-то лёд, судя по льдинам, эти торосы составляющими... Быстро выскочил с фонариком из палатки, осветил окрестности, пытаясь найти изменения в состоянии льда по сравнению с моментом установки на нем палатки. Но внешне всё без изменений, только ощущение, что трещит всё прямо у тебя под ногами. Залез обратно, но сон куда-то пропал. Лед продолжал трещать, слышался то нарастающий гул от “фуры”, то совершенно отчетливое течение воды... Тут понимаешь, что Байкал - живой организм, и он, как живой организм ночью во сне дышит и ворочается у себя под ледяным панцирем. Лишь бы он этот свой ледяной панцирь не прорвал посреди ночи у меня под палаткой... Решил, что если до утра пропасть под палаткой не разверзнется, впредь буду ставить палатку только на берегу!
Но ведь почему приходится ставить её на льду? На берег же просто не выйти из-за торосов. А ломится через них я уже пробовал, - можно и ногу сломать, и черепушкой стукнуться, поскользнувшись или потеряв равновесие. Получишь травму - тебя в этих торосах никто никогда не найдет, а сам не выберешься. Так что, еще неизвестно, что хуже... Да и переться приходится с рюкзаком тяжеленным, лыжами, волокушами... А в руках еще и палки, без них никак, а лыжи как тащить? Да и по времени это очень много занимает, отнимает много сил, а с утра-то ведь еще и обратно продираться. Но все равно решил, что следующую ночь ночую на берегу. Чё-то напугал меня это подводный гул и треск... В первую ночь такого не было. Зато с утра... Так вот, что тут трещало!
Трещина в полутораметровом льду рядом с палаткой. На фото выше она видна на дальнем фоне, еще во льду и шириной сантиметров 10. Сейчас же в ней открытая вода, несмотря на мороз, и шириной она уже полметра. Сунул в неё палку - ушла в воду полностью.
Там, наверно, не один десяток метров глубины... В общем, с утра, обнаружив эту трещину недалеко от палатки, окончательно решаю ночевать ближайшую ночь на берегу, торосы-не торосы... Будем прорываться!
Продолжение будет позже.